Исторический Сокол: какие места в районе связаны с именем великой благотворительницы Елизаветы Фёдоровны Романовой


В начале ХХ века село Всехсвятское (сейчас как раз на его территории расположены районы Сокол и Аэропорт) было центром благотворительности. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна выкупила земли, когда-то принадлежащие грузинским князьям, и основала здесь Елизаветинско-Сергиевское убежище, затем мемориальное кладбище героям Первой мировой войны, а позже – санаторий «Ромашка» для детей, больных туберкулёзом.


В память о муже

Елизавета Фёдоровна, урождённая принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, была супругой Великого князя Сергея Александровича Романова, дяди последнего российского императора.

Супруги великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна. 1884

Супруги Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. 1884 г.

Сергей Александрович занимал должность генерал-губернатора Златоглавой, а его жена, как Великая княгиня Дома Романовых и как первая леди Москвы, занималась делами благотворительности.

Дел этих не счесть: открытие больниц, приютов и убежищ для нуждающихся, курсов грамотности для женщин. Во время Русско-японской войны Елизавета Фёдоровна организовала Комитет помощи воинам. В Большом Кремлёвском дворце собирали посылки для фронта, делали бинты и шили одежду. После войны Елизавета Фёдоровна занялась обустройством приюта для ветеранов-инвалидов и вдов.

Вершиной всей её деятельности стало открытие первой обители сестёр милосердия в Москве – Марфо-Мариинской обители, где молодых женщин обучали уходу за больными, основам медицины. Преподавали на этих особенных курсах лучшие профессора с медицинских факультетов и знаменитые практикующие врачи. Марфо-Мариинская обитель представляла собой целый город благотворительности, где было всё, что могло понадобиться бедным и больным людям.

Николай II в покоях Елизаветы Фёдоровны. Фото: wikipedia

Николай II в покоях Елизаветы Фёдоровны. Фото: Wikipedia

Сама Елизавета Фёдоровна, став настоятельницей обители, лично ассистировала при операциях, ухаживала за пациентами, отлаживала и развивала огромную систему благотворительной помощи, затрагивающую практически все сферы жизни. После трагической гибели супруга, убитого террористом в 1905 году, она полностью посвятила себя этой деятельности.

Обитель основана в 1909 году, а за несколько лет до её открытия один из самых крупных центров благотворительных дел Елизаветы Фёдоровны был сосредоточен там, где сейчас располагаются районы Сокол и Аэропорт.

После настоятельной просьбы Великой княгини Министерство землевладения и землеустройства выделило землю под строительство богоугодного заведения. Место было выбрано прекрасное: вокруг сосновый бор, тишина и покой, но и до главной магистрали – Петербургского шоссе – рукой подать: хорошая логистика обеспечена. Историки предполагают, что Елизаветинско-Сергиевское убежище находилось на месте домов № 75–77 по Ленинградскому проспекту.

сторики предполагают, что Елизаветинско-Сергиевское убежище находилось на месте домов № 75–77 по Ленинградскому проспекту.

Строительные работы начались в 1907 году, и уже через два года убежище приняло первых подопечных.


В просторном трёхэтажном здании разместились не только ветераны Русско-японской войны. Принимали сюда солдат и городовых, получивших увечья на службе. Особые места были выделены для вдов и сирот.

Убежище не просто принимало нуждающихся на иждивение. Здесь у людей появлялась возможность получить новую профессию, чтобы самим заработать на жизнь. При убежище действовало училище с ремесленным отделением.

В приюте для увечных воинов заботились не только о физическом, но и духовном здоровье постояльцев. В главном здании был обустроен храм во имя Сергия Радонежского и Елисаветы Праведной. Подопечные часто выезжали в паломнические и экскурсионные поездки.

Во время Первой мировой войны в убежище прибывали раненые с фронта. Вместить огромное количество пострадавших оно уже не могло, поэтому было решено начать строительство дополнительного корпуса. В 1915 году на расширение убежища собрали 500 тыс. рублей. Сумма по тем временам огромная, но жертвователи знали, что все средства пойдут только на благие цели. Авторитет Великой княгини Елизаветы Фёдоровны был неоспорим, доверие к ней огромно.

Мемориал павшим 

Елизавета Фёдоровна как никто другой понимала масштабы потерь императорской армии в Первую мировую войну. И вот почему.

Ежедневно на Смоленский (ныне – Белорусский) вокзал прибывали эшелоны с убитыми и ранеными солдатами. Нуждающихся в медицинской помощи распределяли по госпиталям и больницам, а павших везли в село Всехсвятское, где по инициативе и на средства, собранные Елизаветой Фёдоровной, было открыто мемориальное кладбище. Здесь нашли последний приют почти 18,5 тыс. солдат, офицеров и сестёр милосердия.

Преображенский храм

Рядом с кладбищем по проекту Алексея Викторовича Щусева был построен Преображенский храм в неорусском стиле. Деньги на строительство пожертвовали супруги Катковы, которые потеряли сыновей на фронте. Храм был действующим до 1922 года. После его разграбили и закрыли, а потом и вовсе снесли. Сохранилось лишь несколько фотографий красивого храма с высокой звонницей.

1915 год - самый разгар Первой мировой войны. На фото - крестный ход и паломничество на Братское кладбище героев Первой мировой войны, похороны и посещение могил погибших скорбящими родственниками

1915 год – самый разгар Первой мировой войны. На фото: крестный ход и паломничество на Братское кладбище героев Первой мировой войны, похороны и посещение могил погибших скорбящими родственниками

Кладбище было поделено на несколько секторов: православный, католический, иудейский, исламский и отдельный участок для погребения сестёр милосердия. Православных воинов хоронили в центральной части некрополя, вдоль главной аллеи располагались могилы офицеров. Сюда же были привезены из Франции тела офицеров и солдат Российского экспедиционного корпуса, спасшего в 1915 году Париж от германского нашествия, а также останки сербских солдат и офицеров, французских и английских военных лётчиков, воевавших в рядах русской армии на восточном фронте.

После революции мемориальное кладбище некоторое время оставалось действующим. В 1917 году здесь похоронили 38 юнкеров, погибших в уличных боях в Москве. В 20-е годы был выделен особый участок, где хоронили лётчиков, погибших при испытаниях самолётов. В качестве надгробий им устанавливали винты или детали самолётов. В годы террора прямо на кладбище расстреливали и хоронили людей.

В 40-е годы мемориальное кладбище фактически сровняли с землёй. До нашего времени сохранилось лишь одно надгробие – Сергею Шлихтеру.

Молодой человек погиб под Барановичами и завещал похоронить себя рядом с подругой, Ольгой Шишмарёвой. Девушка была первой сестрой милосердия, которую похоронили на Братском кладбище. Существует легенда, что снести надгробие на могиле помешал отец Сергея, Александр Шлихтер, который был видным политическим деятелем в СССР.

Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны,
бывшее Московское городское братское кладбище.

У начала центральной аллеи посетители парка видят каменную колонну, увенчанную парящим орлом. На массивном пьедестале надпись: «Павшим в Мировой войне 1914 года».

У начала центральной аллеи – каменная колонна, увенчанная парящим орлом. На пьедестале надпись: «Павшим в Мировой войне 1914 года». 

Санаторий «Ромашка»

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна любила Всехсвятское и часто здесь бывала. Наверное, поэтому для строительства детского санатория она выбрала место на окраине села рядом с Серебряным бором.

Фото: beliycvetok.ru

Фото: beliycvetok.ru

Название для санатория Елизавета Фёдоровна тоже выбрала не случайно. Ежегодно в Марфо-Мариинской обители проходил благотворительный праздник «Белый цветок», а собранные средства направлялись в фонд борьбы с туберкулёзом.

Сначала санаторий размещался в арендованном доме, но в 1914 году была выделена земля под строительство нового здания, соответствующего специфике учреждения. На обширном участке (современные границы проходят по улицам Левитана, Алабяна и Панфилова) было много деревьев, сухая песчаная почва, детям было где гулять и играть. В санатории детей не только лечили, но и обучали, воспитывали.

После ареста Елизаветы Фёдоровны санаторий «Ромашка» перепрофилировали в Дом нервного ребёнка, где трудовую терапию проходили трудные дети. Сейчас на месте санатория «Ромашка» по улице Левитана построено несколько детских садов. Так что начинания Елизаветы Фёдоровны продолжаются: память места сохранилась.

Поделиться статьей:

public/article/images/e7c4bafbf0af367133cbadd8fbf0b228e5501526.jpg

Предложения только от собственника

Управление коммерческой недвижимостью

Более 200 000 м2 коммерческих площадей в управлении

Более 25 лет успешной работы на рынке